Концепция
Основные положения концепции школы
Идея создания инновационной образовательной модели «Школа полного образования» и ее технологическое воплощение ориентированы на решение следующего круга актуальных проблем.
1. Проблема полноты образования – как вопрос о полноте становления базовых способностей человека. Полнота образования задается построением осмысленных укладов жизни детско-взрослых и учебно-профессиональных общностей, которые должны стать действительным жизненным пространством обретения детьми, подростками, молодыми людьми собственной индивидуальной субъектности.
2. Проблема полноты содержания образования. Полнота содержания, с одной стороны, должна проектироваться в соответствии с возрастными задачами развития, с другой – удерживать смыслы и целевые ориентиры развития современного российского образования. При этом структура содержания образования на каждой ступени - это конфигурация синтеза основного, профильного, дополнительного и укладного (скрытого) содержания образования, которое реализуется, прежде всего, в совместно-распределенной деятельности детей и взрослых в образовательных процессах. Полнота содержания образования возникает в момент встречи образующего и образующегося, когда они совместно начинают его проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности, и где между ними начинают выстраиваться определенные связи и отношения.
3. Проблема полноты набора деятельностей в образовательном процессе, в которых ребенок участвует как индивидуально, так и в качестве участника совместно-распределенной деятельности, связанная с различением и пониманием базовых позиций детей и взрослых в образовательном процессе (процессах) в рамках полного образования. При этом необходимо проектировать основные позиции всех участников, способы технологического обеспечения и изменения позиций в ходе образовательного процесса, в котором ученики не только знакомятся с социокультурным опытом человечества, но и обретают ориентиры самоидентификации, и опыт социального и культурного действия - участвуют в процессе жизнетворчества.
Концептуальной основой инновационной модели «Школа полного образования» является антропологический подход, означающий ориентацию на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях. Проектирование «Школы полного образования» - это поиск средств и условий «становления полного человека; человека – как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного бытия» (В.И. Слободчиков).
Сущность и цель полного образование – как формы становления целостного человека, обретения им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления, достойных человеку способов бытия в мире. Полное образование ориентировано на:
1. Раскрытие ценностно-смысловой компоненты этого мира и на развитие самодеятельности детей.
2. Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь одно из средств такого раскрытия.
3. Построение пространства саморазвития и самообразования;
4. Индивидуализацию, выращивание свободной, самобытной личности.
5. Личностные нормы, обеспечивающее индивидуальные траектории развития.
6. Формирование уникального личного опыта практической жизнедеятельности ребенка.
Именно конкретный ребенок; ставит перед школой проблему полноты образования, как полноты развития его многообразных и часто - неочевидных способностей.
Поэтому наше образовательное учреждение выбирает путь обеспечения полноты образования и полноценности развития детей через создание двух типов программ: а) культурно-образовательных- на основе интеграции основного и дополнительного образования; б) и организационно-управленческих программ, - обеспечивающих и регулирующих данную кооперацию в масштабе ближайшего окружения школы. Только наличие данных программ обеспечивает подлинную системность образования вообще, как взаимозависимость и взаимосвязанность образовательной деятельности, культуры и социальной деятельности.
Миссия «Школы полного образования» заключается в ответственной организации и реализации полноты набора различных форм совместных деятельностей детей и взрослых, ориентированных на решение задач развития участников образовательных процессов.
Цель преобразований: Разработка общей стратегии проектирования образовательного пространства школы, в котором станет необходимым и возможным сочетание доступности образования, базирующейся на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка, и продуктивности образования, определяемой готовностью выпускника к продуктивному самостоятельному и ответственному действию.
Задачи программы:
• Создание индивидуального облика учебного заведения, формирование ответственной субъектной позиции образовательного учреждения в городской системе образования на основе объединения всего коллектива учащихся, их родителей, учителей и социальных партнеров школы.
• Проектирование оптимальной организационной структуры образовательного учреждения, обеспечивающей действительную полноту образования на основе многообразия и вариативности форм совместной деятельности детей и взрослых в образовательных процессах: обучения, воспитания, формирования, социализации.
• Закрепление профильной направленности обучения на старшей ступени через ориентацию на определённые сферы деятельности, к которым принадлежит класс родственных по типу профессий, соответствующих видам взаимодействия человека с окружающим миром.
• Создание гибкой структуры социальной адаптации школьников, позволяющей ребенку переходить из одной гомогенной группы в другую, определять индивидуальную образовательную стратегию и реализовывать образовательные потребности, ставя во главу угла сохранение физического, психологического и нравственного здоровья через максимальное снижение перегрузок учащихся в учебно-воспитательном процессе и обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения ученика на всех этапах его школьной жизни.
• Осуществление перехода от информационно-объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, использование в общеобразовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов.
• Расширение пространства инициативного, творческого действия школьников на основе интеграции основного и дополнительного образования, организации ученического самоуправления и школьных сообществ.
• Поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на внесения в свою деятельность изменений, необходимых для развития образовательного учреждения, совершенствование своей психолого-педагогической и предметной компетентности, создание авторских и авторизованных методических разработок, участие в управлении школой.
Модель образовательной системы «Школа полного образования» включает в себя организационно-содержательные модули, выделенные в соответствие с возрастно-нормативными моделями развития человека в образовательных процессах.
I модуль (начальная школа): создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу; постепенное наращивание когнитивных задач с целью становления учебной самостоятельности; предоставление возможности реализовать себя через творчество в различных видах дополнительного образования.
II модуль (5-7-е классы): изучение основ наук, формирование единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам; создание условий и мотивов для широкого участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня; социальная адаптация учащихся через включение в проектную деятельность.
III модуль (8-9-е классы): конкретизация познавательных интересов учащихся; углубление знаний по отдельным предметам; организация учебно-исследовательской деятельности на основе многообразия форм внеурочной работы; создание дополнительных условий для самореализации через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях; социализация учащихся на основе включения их в различные виды социального проектирования.
IV модуль (10-11 классы): развитие высокого уровня обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений; определение области будущей профессиональной деятельности; интеллектуальная и общепсихологическая подготовку к дальнейшему продолжению образования в высших учебных заведениях; формирование гражданской позиции на основе активного участия в организации школьной жизни и управленческих процессах.
V модуль (педагогический коллектив): качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение передового педагогического опыта, создание банка передового педагогического опыта; многообразие форм повышения квалификации, участие в профессиональных объединениях учителей; активное участие в опытно-экспериментальной работе.: